Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Правовая защищенность

Галерея изображений

 

Уважаемые родители!

Детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется  развитие личности. В то же время это период, в течение которого  ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых -  родителей и педагогов. Здоровье и полноценное развитие детей во многом определяется эффективностью защиты его прав., которые отражены в Декларации прав ребенка ( 1959), в Конвенции ООН о правах ребенка ( 1989) и во Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990). На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ - " Конвенция о правах ребенка", которая признает за каждым ребенком  юридическое право независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения. Декларация прав ребенка является первым международным документом. В ее принципах  провозглашаются  следующие права детей:

- Каждый ребенок имеет право на имя. Как только  ребенок рождается, ему дают имя и фамилию. У людей разных национальностей свои неповторимые имена. Имя отличает человека от других людей. У граждан нашей страны кроме фамилии и имени есть еще и отчество. Отчество дает каждому ребенку его отец. Фамилия, имя и отчество  ребенка зафиксированы в документе, который  называется свидетельство о рождении. В этом  же документе указаны фамилии, имена и отчества родителей ребенка.

- Каждый ребенок имеет право на жизнь и развитие. Об охране жизни  ребенка  заботятся государство, родители, педагоги, врачи, полиция и многие другие люди. Никто и никогда не может лишить  ребенка жизни. Взрослые придумали для всех людей Земли особые  правила поведения на улице, дома, на воде, в автомобиле. Даже в детском саду  малышей знакомят с предметом, который называется обеспечение безопасности жизнедеятельности ( ОБЖ). Если  дети будут соблюдать правила ОБЖ, с ними никогда не случится ничего плохого.

- Каждый ребенок имеет право знать своих родителей, право на их заботу. Родители несут по закону ответственность за ребенка, управляют и руководят ребенком в осуществлении им прав, признанных Конвенцией ООН. Родители заботятся о ребенке, а ребенок уважительно относится к ним, проявляет почтение.

- Каждый ребенок имеет право жить в благополучной дружной семье. Хорошо, когда ребенка окружают несколько поколений семьи:  мама и папа, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки.

- Каждый ребенок имеет право на жилье и его неприкосновенность. Никому не позволено врываться в дом и лишать ребенка жилья. Дети должны чувствовать себя дома в полной безопасности, они должны знать свои домашний адрес и телефон. Ребенок должен помнить, что в доме с ними проживают и другие люди, к ним нужно относиться с уважением, соблюдать правила проживания в доме.

- Здоровье - главная ценность человека. У каждого ребенка есть право на охрану здоровья и медицинское обслуживание. Еще до рождения ребенка взрослые начинают заботиться о его здоровье , готовиться к его рождению. С первых дней жизни ребенка о его здоровье заботятся родители, бабушки и дедушки, медицинские работники в детском саду и детской поликлинике, педагоги в детском саду. Взрослые заботятся о том, чтобы ребенок соблюдал режим дня, правильно питался, получал витамины, много гулял, закалялся, занимался физкультурой и спортом, играл в подвижные  и спортивные  игры. Для того чтобы уберечь ребенка от инфекционных заболеваний, ему делают прививки. Для обследования и лечения детей существуют детские поликлиники, медицинские центры и детские больницы.

-  Каждый ребенок имеет право на образование. Ребенок должен иметь  возможность учиться, чтобы развивать свои таланты, умственные и физические способности. В нашей стране существует сеть детских садов, где мальчики и девочки дошкольного возраста играют, рисуют, танцуют и поют, занимаются спортом. Педагоги помогают детям стать внимательными, сообразительными, самостоятельными, активными, подготовиться к обучению в школе.

- Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством. Для отдыха и оздоровления детей в России созданы детские лагери, санатории. Работают детские театры, цирки, детские библиотеки, аттракционы  в  парках и развлекательные комплексы.

- Каждый ребенок имеет право на защиту от похищения. Государство должно принимать необходимые меры для пресечения торговли детьми и их контрабанды в любых целях.Дети должны знать, что никогда нельзя поддаваться уговорам незнакомых взрослых пойти с ними гулять, покататься на машине, идти покупать игрушку.

- Каждый ребенок имеет право пользоваться  родной культурой и родным языком. В нашей стране уважают культуру разных народов, воспитывают у каждого ребенка гордость за свой народ, свою культуру, свой язык. Детей разных национальностей учат дружить, ходить друг  к  другу  в гости, вместе играть и учиться.

- Каждый ребенок имеет право на гражданство. С самого рождения он является гражданином государства, в котором живет. Каждый ребенок в нашей стране является россиянином, гражданином России, имеет право на заботу и охрану со  стороны государства. Это право подтверждает первый  документ каждого ребенка - свидетельство о рождении. Когда  ребенку исполняется четырнадцать лет, он получает следующий документ - паспорт гражданина России. В паспорте указаны имя, отчество и фамилия человека, дата его рождения, адрес. На обложке паспорта изображен российский герб. Ребенком считается человек, не достигший 18 летнего возраста, если по закону он не стал совершеннолетним ранее ( статья 1).

-Конвенция указывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и  предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

-Конвенция о правах ребенка - правовой документ высокого международного стандарта  и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка  полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам. Речь идет о  следующих правах.

Право  на сохранение своей индивидуальности ( статья 8). Каждый ребенок единственный в своем роде; со всеми своими особенностями внешности, характера. именем, семейными связями, мечтами и стремлениями.

Право  свободно выражать свои мнения ( статья 12, 13)  ребенок может  выражать свои взгляды и мнения. При осуществлении этих прав должны уважаться права и репутация других людей.

Право на защиту от физического  или психологического насилия, оскорбления, грубого или небрежного обращения ( статья 19). Государство должно защищать ребенка от всех видов насилия, отсутствия заботы и плохого обращения со стороны родителей, а также помогать ребенку, подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых.

Право  на защиту от жестокого обращения ( статья 34). Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок не подвергался пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы.

Нарушением  прав ребенка  можно считать:

- лишение свободы движения;

- уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка  одного ( статья 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает, что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего);

- применение физического насилия к ребенку;

- унижение достоинств ребенка - грубые замечания, высказывания в адрес ребенка ( все это воспитывает  в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс  неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм).;

- угрозы в адрес ребенка;

- ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;

- отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами;

- отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.

Остановимся на таком праве ребенка дошкольного возраста, как право на игру.

" Игра - ведущая деятельность  дошкольника". Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако " Общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права" ,- утверждает Декларация прав ребенка. 

Д.Б. Эльконин, известный ученый. установил, что сюжетная игра в дошкольном возрасте особенно благоприятна в сфере человеческой деятельности и межличностных отношениях. Основным содержанием детских игр является человек, его деятельность и отношения людей друг к другу. Кроме того, игра изменяет отношения детей и взрослых, они становятся теплее и ближе, возникает взаимопонимание. Часто во многих капризах и шалостях малыша мы повинны сами, потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. стали требовать от ребенка то, что он попросту не может нам дать - в силу особенностей своего возраста и характера.

Ребенок не слушается, неуправляем. Причина не в ребенке, в педагогической беспомощности взрослых. Для себя мы должны определиться: каким мы хотим вырастить своего ребенка? Кто из Вас хотел бы видеть ребенка злым и жестоким? Вот поэтому надо категорически запретить детям бить и обижать других детей. животных, насекомых, бездумно рвать траву и цветы, ломать деревья и кустарники. 

Не следует покупать, приносить в детский сад  всевозможных чудовищ, пистолеты. Эти игры негативно влияют на психику ребенка, вызывают агрессию. При играх с пистолетами ( лучше, если дети будут играть в солдат, а не в грабителей и разбойников) учить их не целиться в человека.  а лучше предлагать детям развивающие игрушки, игрушки - персонажи наших добрых сказок, играть с ними в сюжетные игры.

Призываем  Вас изъять те игрушки, которые способствуют развитию в ребенке жестокости и агрессивности. Не давать детям возможность смотреть фильмы - ужасы. убийства, безобразные американские мультфильмы. Лучше использовать наши мультфильмы, добрые детские книги и игры.

Знание и понимание права ребенка на игру всеми участниками образовательного процесса позволяет осуществить полноценное развитие ребенка при условии совместных усилий  семьи и детского сада.

 

 

Все люди, живущие на Земле, разные, но они все равны, все имеют одинаковые права и обязанности. Все люди на планете должны дружить друг с другом и жить в мире, дорожить своей Родиной и участвовать в жизни своей страны, вставать на   ее  защиту, если грозит опасность, быть честным, справедливым, смелым, мужественным.

Уважаемые родители!

Соблюдая права наших детей, основные из них были упомянуты в данной статье, будем растить достойное поколение. И самое главное - любите своих детей, так как родительская любовь - это одна из самых больших человеческих ценностей.

 

 

 Нормативно - правовые документы, регулирующие права детей

 

Международные документы:

* Декларация прав ребенка ( 1959 год)

* Конвенция ООН о правах ребенка ( 1989 год)

* Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей ( 1990 год)

 

Нормативно - правовые акты, действующие на всей территории РФ

* Конституция РФ

* Семейный кодекс РФ

* Гражданский кодекс РФ

* Уголовный кодекс РФ

* Федеральный закон от  24 июля 1998 г. № 124  - ФЗ " Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"

* Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120 -ФЗ " Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

*Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159 - ФЗ " О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей. оставшихся без попечения родителей"

* Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48 - ФЗ " Об опеке и попечительстве"

* федеральный закон  от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ " Об образовании  в РФ" и др.

 

 

Семейный кодекс

* Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье.

*Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками.

* Статья 56. Право ребенка на защиту.

* Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение.

* Статья 58. Право ребенка  на имя, отчество и фамилию.

 

Уголовный кодекс РФ  предусматривает ответственность:

* За совершение физического и сексуального насилия, в том числе  и в отношении несовершеннолетних ( ст. 106-136)

* За преступления против семьи и несовершеннолетних ( ст. 150-157)

 

Закон  " Об образовании в РФ"  утверждает:

Статья 5. Право на образование. Каждому человеку гарантируется общедоступное и бесплатное образование независимо от пола. расы. национальности, языка, происхождения, места жительства и др. обстоятельств.

 

 

Ст.44 Права, обязанность и ответственность в сфере образования родителей

Родители ( законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед другими лицами. Они обязаны заложить  основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.