Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.


Инякинский детский сад

Содержание

Содержание

Инклюзивное образование

1. В МБДОУ  Инякинский детский сад детей - инвалидов нет.

2. Нормативно - правовая база образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов традиционно является одним из значимых аспектов государственной политики в сфере образования.

Нормативно - правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:

* международные (подписанные  СССР или Российской Федерацией);

* федеральные ( Конституция, законы, кодексы - семейный, гражданский и др.);

* правительственные ( постановления, распоряжения);

* ведомственные (Министерства образования);

* региональные (правительственные и ведомственные).

Международные документы

Международное законодательство в области закрепления права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования имеет более чем полувековую историю развития.

Одним из первых специальных   международных актов, обратившихся  к вопросу соблюдения прав личности,  к которым относится право на образование, является  Всеобщая декларация прав  человека  от 10 декабря 1948 года, ставшая основной для других  международно - правовых документов в области защиты прав личности. Декларация провозгласила как социальные, экономические и культурные права, так и политические и гражданские права. Декларация содержит историческое положение в статье 1:

" Все люди рождаются свободными  и равными в своем достоинстве и правах".

Самым значимым международным документом в области  защиты прав лиц с ограниченными возможностями  является  Конвенция о правах  инвалидов (принята резолюцией  61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года). В статье 24 Конвенции говорится :

"Государства - участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации  и на основе равенства возможностей государства - участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни".

В  соответствии с Конституцией о правах инвалидов   образование должно быть направлено на:

-  развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;

-  обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества;

- доступ инвалидов к образованию в местах своего  непосредственного проживания, при котором обеспечивается  разумное удовлетворение потребностей лица;

-предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения;

- создание условий для освоения социальных навыков;

-обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.

 

 Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 3 мая 2012 года № 46-ФЗ " О ратификации Конвенции о правах инвалидов" Россия  ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и приняла на себя обязательства по включению всех вышеназванных положений в правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение " инклюзивного образования" и механизмов его реализации.

 

Федеральные документы

Сравнительно - правовой анализ положений Конвенции о правах инвалидов и норм российского законодательства показал, что в целом принципиальных противоречий между нормами нет.

Статья 43 Конституции  РФ  провозглашает право каждого на образование. Принцип равноправия. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего и начального профессионального образования.

В свою очередь, родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении  образовательным учреждением. Указанные права закреплены Семейным кодексом РФ и Законом " Об образовании".

Основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является Федеральный Закон  " Об  образовании  в Российской Федерации" №  273-ФЗ  от 29 декабря 2012 года. Данный Закон вступил в силу с 1 сентября 2013 года. Закон регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей ( например, 42, 55, 59,79), закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. детей - инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. Закон устанавливает общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки   обучающимся,  испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ,  развитии и социальной адаптации. В статье 79 установлены условия организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Основные положения и понятия, закрепленные новым законом " Об образовании в РФ" в части образования детей с ОВЗ:

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого - медико - педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Индивидуальный учебный план- учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации  ее содержания с учетом особенностей  и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Адаптированная образовательная программа -образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья- условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента ( помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Федеральный закон " О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" устанавливает гарантии получения образования детьми с инвалидностью.

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико - социальной экспертизы.Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Ст. 18 определяет, что образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и  образование детей-инвалидов,  получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального  и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Детям - инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей - инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания  в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.

При  невозможности осуществлять воспитание и обучение детей - инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образования и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей - инвалидов по полной  общеобразовательной или индивидуальной программе на дому. Порядок воспитания и обучение детей - инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации. Воспитание и обучение детей - инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.

Устанавливается право всех инвалидов обучаться как в общеобразовательных учреждениях, таки  в специальных образовательных учреждениях в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. 

Несмотря на отсутствие официального определения инклюзивного образования на федеральном уровне, российское законодательство определяет его общие правовые основы и не препятствует обучению детей с особыми образовательными потребностями в дошкольных и общеобразовательных учреждениях,  что  в целом соответствует конвенции.

Это дополнительно было подчеркнуто  статьей 10 Закона РФ " Об основных гарантиях прав ребенка в РФ"  от 24 июля 1998 года №124-ФЗ:

" Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации".

В соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2007 г. №120 -ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья" употребляемые в нормативных правовых актах слова " с отклонениями в развитии" заменены словами "с ограниченными возможностями здоровья",  т.е. имеющими недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Национальная образовательная инициатива " Наша новая школа" ( утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04.02.2010 года, Пр-271). В нем был сформулирован  основной принцип  инклюзивного образования:

Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей - инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В каждом образовательном учреждении    должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей - инвалидов.

Документом была предусмотрена разработка и принятие пятилетней государственной программы "Доступная среда", направленная на разрешение этой проблемы.

В июне 2012 года Президент РФ подписал Указ " О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы" №761 от 01.06.2012г.

Стратегия действий в интересах детей  признает  социальную исключенность  уязвимых категорий детей ( дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети - инвалиды  и дети, находящиеся в социально опасном положении) и ставит задачи:

-  законодательного закрепления правовых механизмов реализации права детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования ( права на инклюзивное образование);

- обеспечения предоставления детям качественной психологической  и коррекционно - педагогической помощи в образовательных учреждениях;

-нормативно - правового регулирования порядка финансирования расходов, необходимых для адресной поддержки инклюзивного обучения и социального обеспечения детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

- внедрения эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их прав на инклюзивное образование;

- пересмотр критериев установления инвалидности для детей;

- реформирования системы медико - социальной экспертизы, имея в виду комплектование ее квалифицированными кадрами, необходимыми для разработки  полноценной индивидуальной программы реабилитации ребенка, создание механизма межведомственного взаимодействия бюро  медико - социальной экспертизы и психолого - педагогических  комиссий;

-  внедрение современных методик комплексной реабилитации детей - инвалидов.

Содержание